^Наверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Строительный сайт Fortstroi
Что нужно для прочного фундамента stroidom-shop.ru
Как безопасно купить жилье - comintour.net

Новости

Как победить компьютерную зависимость у ребенка

Компьютерная зависимость – разновидность эмоциональной наркомании, выражающаяся в навязчивом желании войти в компьютер или интернет,  находясь off-line, и неспособностью выйти из компьютера или интернета, будучи on-line.

Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности стал ребенок. Как правило, все начинается по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить 1-1,5 свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи и что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

Учеными было выявлено, что во время игры на компьютере у человека увеличивается содержание в крови гормона дофамина, отвечающего за поощрение от какой-либо деятельности. Например, организм получает награду в виде дофамина каждый раз, когда игрок набирает уровень в компьютерной игре. Действие дофамина как внутреннего наркотика очень сильно. Многие геймеры настолько втягиваются в игру, что почти не спят ночами. Лишенный сна мозг не отдыхает, а лишний дофамин вовремя не удаляется из синапсов, происходит сильная интоксикация дофамином: у человека нарушается сердечный ритм; увеличивается частота сердечных сокращений; сужается просвет сосудов и артерий, повышается кровяное давление.

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других - нет? В группы риска входят:

  1. Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники.
  2. Дети - холерики и дети - меланхолики. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  3. Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  4. Дети, страдающие комплексами. Застенчивый и робкий мальчик становится в игре рыцарем-героем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой.
  5. Дети с высоким уровнем притязаний. Виртуальное пространство это то место, где они могут реализовать свои амбиции.

Можно выделить два основных фактора, формирующих компьютерную зависимость: уход от реальности и принятие роли.

Уход от реальности – это уход человека от реальных жизненных проблем и ситуаций. Это уход в несуществующий мир, где не надо ни за что отвечать, где нет проблем во взаимоотношениях с другими людьми, где все дозволено. А со временем, реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей. Один компьютерный фанат, который увлекался в основном играми типа action сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть.»

Второй фактор – принятие роли. Способ познания мира путем принятия на себя какой-то роли особенно ярко выражен в детском возрасте. Ребенок представляет себя в роли кого-то существующего или вымышленного персонажа. Он имитирует в своем поведении образ жизни своего героя, через это, тем самым, пытаясь понять мир, в котором он живет, людей которые его окружают, вырабатывая правила социального общения и нормы поведения в жизни. Кроме того, в игре он пытается воплотить тот образ жизни и поведения, который привлекает его, который раскрывает его натуру, реализует потенции или социальные установки, но не может быть им реализован на данный момент развития в силу его физиологической, психологической и социальной незрелости.

Признаки того, что ребенок находится в зависимости от компьютера:

  1. Он ест и пьет перед компьютером.
  2. Его настроение зависит от нахождения за компьютером. За ним - отличное настроение; без него - раздражительность, агрессивность, незнание, чем себя занять.
  3. Ребёнок проводит за компьютером более 3х часов подряд.
  4. Сводит свои потребности к минимуму. Стал меньше за собой следить, за гигиеной, за здоровьем, сном; готов довольствоваться однообразной, случайной пищей в пользу нахождения за компьютером.
  5. Забыл выполнить какие-то свои обязанности, которые все время выполнял.
  6. Не реагирует на вашу просьбу о помощи, когда находится за компьютером.
  7. Постоянно рассказывает о компьютерных играх, стремится к разговорам о них.

Как уберечь ребенка от зависимости?

  1. Пообщайтесь неформально с ребенком и постарайтесь для себя уяснить какие задачи он решает и какие потребности удовлетворяет, находясь за компьютером.
  2. Познакомьте ребенка с временными нормами работы за компьютером. Для ребенка дошкольного возраста это не более получаса непрерывно нахождения, не более 1 часа в день для ребенка 5-6 лет.
  3. Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него событий: радостей и огорчений, проблем и достижений.
  4. Расширяйте кругозор ребенка любыми доступными средствами: рассказами, чтением, поездками, экскурсиями, сходите на выставку, в музей.
  5. Введите семейные ритуалы: организуйте совместную выпечку, устраивайте детские праздники.
  6. Лишая ребенка компьютера, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции.
  7. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Обязательно поощряйте любые его успехи ребенка в «реальной жизни» - в учебе в творчестве, в спорте. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить ребенка, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом - раздражаются, срываются на крик.

В заключение, хочется сказать, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами – кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый - мягкий/теплый - холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Компьютер не дает такой возможности.

Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

© 2019  "ДошколЁноК"